Скидка ­ 50 %

Архитектура древнего египта


Архитектура Египта в древности

Главной отличительной чертой египетской архитектуры является ее монументальность. Об этом мы можем судить в первую очередь по известным во всем мире египетским пирамидам.

Однако в строительном искусстве Древнего Египта были не только величественные пирамиды, но и многие другие виды сооружений, стилистика архитектуры которых является весьма оригинальной. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить по нескольким временным периодам.

Периоды развития египетской архитектуры

Длинная и узкая долина реки Нил была со всех сторон окружена знойной пустыней. И все  же на этой небольшой площади плодородной земли жители Египта сумели создать собственную цивилизацию, не похожую на все остальные, существовавшие до и после нее. Можно смело утверждать, что египетское искусство, религия и архитектура и на сегодняшний день являются наиболее значительными достижениями древнего мира.

Небольшая территория Египта была условно разделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта. Однако эти племена независимо друг от друга создают своеобразные архитектурные традиции. Развитие египетской архитектуры можно условно разделить на несколько временных отрезков:

  • Доисторический период — ( длился вплоть до 3200 года до нашей эры) — в это время на территории Древнего Египта строились отдельные селения, укрепленные для обороны. Они состояли из жилых домов, которые делали из простых и недолговечных материалов. Также в этот период строятся небольшие по размерам надгробные сооружения.
  • Древнее царство — ( с 2700 по 2200 годы до нашей эры) — этот период характеризуется постройкой крупных храмовых сооружений.
  • Среднее царство — ( с 2200 по 1500 годы до нашей эры) — в эти времена огромную популярность приобретают храмы, выдолбленные в скалах или размещенные в глубоких пещерах.
  • Новое царство — ( с 1500 по 1100 годы до нашей эры) — были построены знаменитые архитектурные комплексы в Луксоре и Карнаке.
Храм Амона в Карнаке

В дальнейшем египетская архитектура начинает обогащаться элементами других культур, и ее своеобразие и уникальность проявляются уже не так выразительно.

Главным правилом для египетских зодчих был закон симметрии. Она была задействована в композиции всех зданий, в масштабах построек и в размещении частей сооружения относительно его центральной оси.

Архитектура Древнего Египта

Строительные материалы

Главным строительным материалом в Древнем Египте был природный камень. Египтяне научились добывать его, а древние мастера умели искусно обрабатывать его. Каменоломни принадлежали государству, поэтому методы добычи и обработки камня были едиными по всей стране и не менялись на протяжении 3500 лет.

Из цельных каменных глыб высекались высокие стройные обелиски, из камня делали массивные колонны и столбы высотой в десятки метров, которые и на сегодняшний день поражают воображение специалистов утонченностью и совершенством своих форм.

Даже гигантские пирамиды складывались из огромных каменных блоков, обработанных так мастерски, что для их монтажа не требовалось добавление строительного раствора. Причем, кладка получалась настолько качественной, что между двумя соседними камнями невозможно было просунуть лезвие самого тонкого ножа.

Тяжелые балки перекрытия опирались на стены, колонны и пилоны. Египетские мастера в конструкции сооружений не использовали своды, хотя и были знакомы с технологией их возведения.

Вместо сводов использовались различные виды опорных элементов:

  •  Каменные столбы — они были монолитными, и имели простое сечение квадратной формы. Подобные опоры делали массивными из монолитных каменных блоков. Столбы из камня выглядели строго, аскетично, но при этом невероятно внушительно.
  • Колонны — они состояли из базового элемента, ствола и капители. Стволы простых колонн были также квадратной формы, а более сложные выполнялись в виде многогранников, которые украшали стеблями растения, применявшегося для изготовления папируса. Иногда на стволах колонн можно видеть вертикальные желобки — каннелюры.

Для архитектуры Древнего Египта были характерны капители в форме листьев пальмы, цветков лотоса или папируса. Можно встретить также изображения головы богини Хатор — покровительницы земледельцев.

Колонны Древнего Египта

Древние храмы Египта

Наряду с крупными храмовыми комплексами, которые строились на египетской земле, в скалистых отложениях вырубались пещерные храмы, имевшие богатое внутреннее убранство.

Фасадные стены храмов были наклонными, что способствовало их большей устойчивости. Не исключено, что наклонная форма была позаимствована из самых ранних глинобитных построек.

Сразу же за фасадным пилоном располагался квадратный двор — перисталь, окруженный со всех сторон частым рядом массивных колонн. Они были расположены очень близко друг к другу. Во двор могли проходить все желающие.

Далее следовал колонный зал — гипостиль, который освещался сквозь просветы в перекрытиях. Освещение было устроено так искусно, что в определенные часы внутренний интерьер зала представлял собой уникальное по красоте зрелище.

Еще дальше располагались святилища. Они были ниже и меньше по площади, и чем дальше от входа были расположены, тем более ограниченный круг жрецов имел к ним доступ.

В композиции всего храмового комплекса четко прослеживался нерушимый для египтян закон симметрии. Поэтому все помещения были расположены строго симметрично центральной оси храма.

Храмовый комплекс царицы Хатшепсут

Древние архитекторы Египта были не только талантливыми мастерами и гениальными конструкторами. Они продумывали  влияние экстерьера зданий и расположения помещений в них на мировосприятие рядового гражданина. Так, последовательное чередование пространств различных размеров, огромные колонны, постепенное уменьшение освещения и сгущение мрака должны были подчеркивать могущество божественных существ и оказывать на входящего невероятно сильное эмоциональное воздействие.

Самыми крупными и значительными храмовыми комплексами этого периода являются большой храм Амона в городе Фивы ( на сегодняшний день это Луксор и Карнак), а также храм Хора в Эдфу и на острове Филе.

Храм бога Хора в Эдфу

Среди известных пещерных храмов можно назвать сооружения в Абу — Симбеле, которые вырубались в толще скальных пород. На внешней стороне скалы расположен фасад с гигантскими скульптурами, а в глубину уходят целые анфилады помещений, щедро украшенные рельефными изображениями, скульптурными композициями и искусными росписями в богатой цветовой гамме.

Храм Рамсеса в Абу — Симбеле

Виды гробниц

В верованиях древних египтян человеческая душа Ка жила до тех пор, пока тело ( Ба) сохранялось в надлежащем виде. Именно поэтому было изобретено и успешно развивалось искусство мумификации останков умерших. А для размещения мумий использовались специальные постройки — гробницы, которые имели различные размеры и характер конструкции:

  • Небольшие гробницы — предназначались для упокоения и сохранения останков простых граждан. В них размещался минимальный перечень обязательных предметов, необходимых усопшему для жизни в загробном мире.
  • Мастабы — имели форму усеченной пирамиды небольшого размера, и использовались для сохранения мумий чиновников и знатных вельмож. Мастабы чаще всего строили недалеко от пирамид. Их располагали правильными рядами, ориентируя по сторонам света. Таким образом формировались целые » города мертвых».
  • Пещерные гробницы — иногда гробницы вырубали в толще скальных пород, делая несколько углубляющихся помещений. При этом вход в гробницу украшали рельефами или статуями.
  • Пирамиды — эти известные во всем мире гробницы фараонов строились еще при их жизни. Гигантские пирамиды призваны были увековечить имя правителя, а также сохранить его тело для последующей вечной жизни. Камера для хранения мумифицированных останков фараона была очень маленькой, и помещалась глубоко под землей в сети запутанного лабиринта. Это делали для того, чтобы избежать уничтожения мумии даже в том случае, если основные помещения пирамиды будут вскрыты и разграблены.

Ученые полагают, что сама пирамидальная форма огромных гробниц фараонов возникла как следствие надстройки и увеличения мастабы. Было расширено основание и надстроены дополнительные ступени.

Примером подобного сооружения может служить уникальная пирамида Джосера в Саккаре, построенная около 2800 года до нашей эры. В высоту она достигает 60 метров, а в плане пирамида представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров. В дальнейшем пирамиды начали возводить на квадратном основании.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

На сегодняшний день сохранилось несколько десятков пирамид разного размера, которые находятся между Фаюмом и Каиром. Они были построены в III тысячелетии до нашей эры в Гизе.

Наиболее грандиозной постройкой считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Она была сооружена из множества огромных каменных блоков, каждый из которых весит почти 2,5 тонны. Ученые подсчитали, что для строительства пирамиды Хеопса потребовалось около 2,5 миллиона кубометров природного камня.

Пирамида Хеопса

Внешняя сторона пирамид была облицована искусно обработанными каменными плитами. Но облицовка до наших дней практически не сохранилась. Ее остатки можно видеть лишь на вершине пирамиды фараона Хефрена.

Пирамида Хефрена с остатками наружной облицовки каменными плитами

Самой маленькой пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, которая была построена в более поздний период. Для ее наружной отделки использовались плиты из прочного и красивого полированного гранита.

Пирамида Микерина

Архитектура городов

Первые поселения возникли в Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Это были города, в которых жили преимущественно торговцы и ремесленники. Сохранились развалины городов Ахетатона и Кахуна. В процессе их строительства египетские архитекторы пользовались единым планом, поэтому однотипные дома формировались в прямоугольную систему улиц.

Самые простые постройки были предназначены для проживания рабочих — строителей пирамид, тогда как для специалистов более высокого уровня ( архитекторов, инженеров, врачей) и охраны строились дома с разнообразной, но все же стандартной планировкой.

Город Кахун имел специальные укрепления, а также был оборудован канализацией. Для строительства жилых домов чаще всего использовался кирпич — сырец, сделанный из смешанного с соломой нильского ила. Более прочным материалом был обожженный кирпич, но даже постройки из него не смогли сохраниться до наших дней.

Планировка построек в городе Кахун

Именно по этой причине история архитектуры древнего мира изучается прежде всего по сохранившимся зданиям дворцов и храмов, сооружениям мостов, плотин и крепостей, которые строились из крепкого и долговечного природного камня.

Во II тысячелетии до нашей эры планировка жилых домов выполнялась в виде правильного прямоугольника. В таком доме находилось несколько маленьких комнат и залов, потолок которых поддерживали внутренние колонны.

В период Нового царства планировка жилья совершенствуется. В Фивах и Ахенатоне строят квадратные или прямоугольные в плане жилые дома. Рядом с низкими одноэтажными постройками возводят дома в несколько этажей, оснащенные внутренними лестницами. Ориентация комнат приходилась на северную сторону, навстречу освежающим воздушным потокам.

Египетские мастера также строили огромные и сложные технические сооружения. Среди них можно назвать разветвленную сеть каналов и водохранилища, из которых город обеспечивался водой. В частности, египетскими строителями был сооружен первый в мире канал, который соединял Нил с Красным морем.

Каналы в Древнем Египте

design-fly.ru

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта и по настоящее время вызывает множество вопросов в плане ее создания и строительства. Так чем же уникальны были архитектурные особенности египтян?

История развития архитектуры Древнего Египта имеет определенную структуру. Известны следующие периоды архитектуры Древнего Египта:

  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Памятников архитектуры раннего царства не дошло до наших дней. В те годы египтяне в строительстве использовали кирпичи, изготавливаемые из глины и речного ила, которые не выдерживают испытания тысячелетиями.

В годы Раннего царства широко развернулось строительство молелен и мастаб.

Мастаба – это гробница знатных людей в виде усеченной пирамиды с внутренними ходами и залами. В молельной камере располагалась статуя, в которую согласно религии вселялась душа усопшего.

Во времена Раннего царства в Египте в архитектуре начинают использоваться вогнутые карнизы и орнаментальные фризы.

Также отметим, что Сфинкс тоже был воздвигнут более 12000 лет назад, о чем говорят последние научные исследования.

Рис. 1. Египетский Сфинкс.

Именно период древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамиды имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженную стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм солнца – храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

В 16 веке до н.э. возрастает культ бога Амона. В честь него строятся прямоугольный Луксорский и Карнакский храм. Оба здания соединяла аллея, что стало визитной карточкой периода.

Важно: Еще одной постройкой стал храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, который был высечен в скале и представлен в виде трех ступеней, соединенных пандусными лестницами. Его привлекательность в использовании множества колонн и рельефов, посвященных жизни царицы.

В Позднем царстве популярность набирают такие элементы как гипостили, пилоны. Упор делался на обработку декора. После вторжения армии Александра Македонского в Египет начинает наблюдаться синтез двух культур.

Если мы говорим кратко об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяются 4 основные черты – монументальность, ритмика, геометричность и строгая симметрия. Это была величайшая культура античности.

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 222.

obrazovaka.ru

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне – самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая – пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя – пирамида Хафра.
  3. Маленькая – пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 – Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 – Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма – прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность , которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды – 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера ( рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 – Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период – среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки , как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза – это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 – Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.

vse-lekcii.ru

ТехЛиб СПБ УВТ

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В поздний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов
  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте — камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Гробницы и пирамиды Древнего Египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности.

Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Гробница Нефертити. Вестибюль

Мастаба (по-арабски — скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Первоначально пирамиды, по-видимому, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня— ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.

Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена.

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания — она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Пирамида Хеопса

Наиболее поздней из комплекса пирамид в Гизе и самой маленькой является пирамида Микерина, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения — монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.

Храм Амона в Карнаке

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться.

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур, в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые “города мёртвых”. Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов – статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой.

Храмы. Большой храм Амона в Фивах

Наряду с храмовыми сооружениями, возводимыми на поверхности земли, в отвесных скалах вырубались пещерные храмы с богатым архитектурным внутренним убранством. Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси.

Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. За фасадным пилоном открывался перистиль — квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль — колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкали другие, меньшие по площади и высоте помещения, считавшиеся святилищами; чем дальше они располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, огромность колонн должны были подчеркивать могущество богов и оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие.

К наиболее крупным и значительным культовым комплексам относят большой храм Амона в Фивах (в настоящее время деревни Карнак и Луксор), в Эдфу и на острове Филе. Кроме подобных сооружений в верхнем течении Нила, например в Абу-Симбеле, пещерные храмы вырубали в монолитной скале. На внешней стороне скалы фасад — это только гигантские скульптуры, а в глубину тянется анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями.

Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра—Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико… Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца…»

Луксор — современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью.

Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений – папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака.

Карнакский храм — это огромный комплекс в Луксоре, посвященный, прежде всего, Амону. Впечатляющее зрелище, строительство которого относиться к 2000 году до нашей эры, является вторым по популярности в Египте после Великих пирамид.

Храм находится на территории древнего города Фивы, который был столицей Нового царства в Египте. Он столь же великолепен, как и все храмы в Луксоре, возможно, даже в большей степени; и так же предлагает посетителям редкие артефакты древнего Египта.

Карнак, который охватывает более 100 акров земли на восточном берегу Нила к северу от Луксора, состоит из трех областей, разделенных грубой кирпичной стеной. Он включает в себя храм Амона, царя богов, а также более 25 более мелких храмов и обелиски. Более 1300 лет эта область была погребена под песком, пока в 19 веке не начались раскопки. Размер Карнак впечатляет, особенно если вспомнить, что все здесь было построено вручную сотнями тысяч рабочих.

Самая большая часть области составляет 30 га и является более восстановленной. Здесь же находится храм, посвященный богу Амнону, и как полагают ученые, он является самым старым из четырех храмов в Фивах. Слева от него находится святилище Manatee, бога войны, а напротив – святилище богини Мут, супруги Амона.

Храмы в области строились по двум осям – восток-запад и север-юг – от святыни Королевства, храма Амона. С западной стороны находится вход в храм, который был построен Рамзесом II, чтобы облегчить доступ к нему через реку.

Большой храм Египта строили на протяжении веков около 30 фараонов. Самой внушительной структурой является гипостильный зал, который имеет 91 метров в длину и 49 метров в ширину. На его территории находится 34 пилона, каждый из которых достигает почти 21 метр в высоту.

Храм поддерживается пилонами, первый из которых был построен Нектанебом, который также приказал возвести вокруг храма стены. Вторую колонну и две колоссальные статуи самого себя возвел Хоремхеба. Третья статуя Рамзеса III до сих пор стоит на месте и имеет рядом крошечные статуи его дочери.

Третий пилон был построен Аменхотепом III. Рядом с ним находится обелиск Tuthmose, который возвел следующие два пилона. Область между этими колоннами является колонным залом, где находится огромная статуя Osirid.

На территории храма можно найти целый ряд обелисков. Один из них достигает почти 20 метров в высоту и, по некоторым оценкам экспертов, весит 143 тонны. Другой, еще более высокий, был возведен Хатшепсут, дочерью Тутмоса.

Абу-Симбел

В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела – самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Вход в храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах – владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамсеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения – возвеличивание Рамсеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона – только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей. Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Вход в храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах – владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамсеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения – возвеличивание Рамсеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона – только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Их изготовление было возможным лишь при совершенном знании системы пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост.

Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Рамсес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.

Сегодня спасенный усилиями многих людей от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. В Абу-Симбеле перед ними воочию предстает это чудо древнеегипетского искусства.Одновременно это и памятник усилиям тех людей из пятидесяти стран, которые объединились для спасения Абу-Симбела. Как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Развитие древнеегипетского градостроительства

Города появляются в Египте уже в четвертом тысячелетии до н. э. как поселения ремесленников и торговцев. По сохранившимся развалинам двух городов — Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV (второе тысячелетие до н. э.) и Кахуна — видно, что их строили на основе единого плана.

Поскольку Египет был защищен с востока сплошной цепью укреплений, а с запада — непроходимой Ливийской пустыней, города страны обносились стенами только в периоды междоусобиц. Судя по ряду древних изображений, города имели регулярную планировку уже в конце IV тысячелетия до н. э. Раскопки в египетских городах чрезвычайно затруднены, потому что над ними слой за слоем лежат остатки более поздних поселений, а на них, в свою очередь, — стены ныне живущих городов и крупных поселков.

Кахун, построенный как временное жилище строителей пирамиды, имеет прямоугольную систему улиц с однотипными в плане домами. Кварталы, где жили инженеры, врачи, офицеры, охрана, были застроены домами, имевшими также однотипную, но более богатую планировку. Город был укреплен и имел канализацию. Для строительства жилых домов наиболее часто использовался кроме обожженного кирпича сырцовый, получаемый из смеси нильского ила и соломы.

Этот материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. Вследствие этого развитие архитектуры приходится показывать прежде всего на примерах храмов, дворцов, крепостей и плотин, которые возводились из камня. Из древнеегипетских инженерных сооружений до настоящего времени сохранилась плотина из камня, удерживающая воду крупного водохранилища у сирийского города Хомс.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Столица Эхнатона Ахетатон (Тель-эль Амарна) сохранилась в руинах потому, что фараон-отступник был проклят и все созданное при нем, разграблено и заброшено в песках.

О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами.

Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад.

Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи – спереди.

Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы – знаки – картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Поскольку считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире. Для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело, поэтому искусство мумификации и строительства погребальных сооружений в Древнем Египте достигает невиданного расцвета. Мумифицировались не только люди, но домашние любимцы, зачастую имевшие собственные небольшие гробницы. Ряду божеств в качестве жертв подносились мумифицированные обезьяны, а богу Анубису – мумифицированные собаки.

Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом.

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Храм Гора в Эдфу I – II вв. до н.э.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Внешне погребальное сооруженее мастаба, помещалась где мумия умершего, представляла собой глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории неподалеку от городов временно живых.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня – вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально – хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

  • Древнее Царство – III – IV династии (3000 – 2400 гг. до н. э.)
  • Среднее – Царство – XI – XIII династии (2100 – 1700 гг. до н. э.)
  • Новое Царство – XVIII – XX династии (1584 – 1071 гг. до н. э.)
  • Поздний Египет (1071 – 332 гг. до н. э.)
  • Эллинистический Египет (332 – 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально – экономической организации подрывают консервативные устои жизни Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры… и уникального мировоззрения древних египтян.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

tehlib.com


Смотрите также

© "Совершенные окна", 2019 г.
Перепечатка текстов, а так же полное или частичное воспроизведение других материалов сайта возможно только с согласия их авторов.

телефон: (495) 755-10-94
(многоканальный)