Скидка ­ 50 %

Греческая мифология и ее отражение в архитектуре


Культура Древней Греции Мифология

Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи— земли и Урана— неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кроноснад миром.

Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Зевсй, Посейдон Аид. Гера—ДеметраГестияАфина  Гефест. Дионис.

НАУКА

Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.

Традиция считает Фалеса первым греческим философом, астрономом и математиком.

Аристотель— самый знаменитый философ в истории человечества, в своем учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона.

ИСКУССТВО

Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура

С мифологией, её сюжетами и образами связано формирование древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классические наука, образование и искусство. Примерно в VIII веке до н. э. Гомер написал свои эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею

Драматургия и театр

Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса— дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»).

Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Эврипид.

Музыка

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей, Пан, Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур. В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира) а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор, Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон, Аристотель). Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка, григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин — «музыка» (от муз).

Архитектура

В условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города, с прямоугольной сеткой улиц, площадью — центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя— возвышенной и укрепленной части города. тип храма — открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов — фронтоны — как правило, украшались скульптурными изображениями.

Греческую архитектуру отличает чистота и единство стиля. Было создано три основных архитектурных ордера .Дорический и ионический стили возникли в полисный период. Коринфский ордер— появляется в эпоху эллинизма.

ДРЕВНИЙ РИМ

Древний Рим (лат.Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя —Ромула.. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков идревних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи.

studfiles.net

Архитектура Древней Греции

Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.

Арка Адриана

greecemagazine.ru

Тема 4.4. Античное искусство. Искусство древней Греции

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Основные понятия и термины по теме:античность, миф, пантеон,антропоморфизм, агонистика, каллокагатия, пайдейя, ордер, курос, коро.

План изучения темы:

1.Взаимосвязь искусства с мировоззрением древних греков.

2.Ведущие виды и жанры искусства. Шедевры древнегреческого искусства.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Античное искусство Особенности развития античного искусства в разные эпохи античной цивилизации. Мировоззрение в античный период. Истоки культуры и искусства. Греческая мифология и её отражение в искусстве. Древнегреческие трагики. Архитектура как синтез искусств. Вазопись как часть изобразительного искусства. Музыкальное искусство. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер. Место и роль античного искусства в мировой культуре. Преемственность и новаторство римской античности. Основные памятники древнеримской архитектуры и скульптуры.

Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре. Декоративность архаических кор и куросов - истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (Поликлет), высокой (Фидий), поздней (Скопас) классики. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Сравнительный анализ двух составляющих античной культуры.

Античная мифология – энциклопедия человеческих характеров. Человек и рок в древнегреческом театре (на примерах трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида).

Этапы развития античной культуры (искусства):

Крито-микенская культура (II тысячелетие до н. э.);

Архаика (VI век до н. э);

Классика (V век до н. э.);

Эллинизм (III век до н. э);

Древний Рим (I век до н. э.– II век н. э.).

Загадочность Крито-микенской (эгейской) культуры (письменность, общественный строй, религия).

Отсутствие строго регламентированной религии. Схожесть и отличие (в мироощущении и стилях) крито-микенского искусства с египетским. Непринужденность, вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни крито-микенцев. Крито-микенское искусство - прелюдия античной культуры.

Расцвет греческой культуры в архаический период и в эпоху классики. Основные черты античного общества: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Создание главных этических норм, эстетических принципов и идеалов античной культуры, формирование общегреческого пантеона богов.

Эстетические представления древних греков о мире, эстетическая деятельность в самой жизни, которая представлялась мыслителями Древней Греции как воплощение прекрасного и совершенного действия.

Стремление к состязательности (агонистика), к физической и духовной красоте (калокагатия), воспитание и образование развитой личности (пайдейя) - три составляющие древнегреческой культуры.

Добродетель - основа демократии (умеренность, мужество и мудрость).

Принцип гармонии и порядка. Идеал грека - гармония тела и духа. Гармоничность, одухотворенность и целостность греческой культуры. Культ человеческого тела. Физическая и духовная красота человека в искусстве.

Бог для греков – начало, находящееся среди людей. Пантеон богов – «энциклопедия человеческих характеров».

«Греки уподобили богов людям, ибо увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что узнали: никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесенную в бога» (Л. Любимов).

Философия - царица греческой науки (стремление к истине, идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию внутренний мир человека и его взаимоотношения с внешним миром).

Древнегреческие философы (Демокрит, Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель).

Составные части философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), и логика (учение о формах мышления). Зарождение наук: этика, эстетика, языкознание, поэтика, риторика, музыкальная гармония, гуманитарные знания.

Архитектура, скульптура, вазопись и театр. Основное достижение - создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Главные ордера в Греции – дорический, ионический и коринфский.

Комплекс Акрополя – одно из высших достижений греческой архитектуры. Главное его сооружение Парфенон - храм, богато украшенный скульптурой и рельефами ((Иктин и Калликрат). Акрополь как святилище, оборонительное сооружение, общественный центр (государственная казна, библиотека, картинная галерея (пинакотека). Спокойные строгие формы, соразмерность, гармоничные пропорции, светлый мрамор колонн утверждали превосходство человека над окружающим миром. Весь строй Афинского Акрополя пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии.

Одно из основных художественных античных ремесел - расписные керамические вазы (вазопись). Чёрнофигурный и краснофигурный стили в вазописи

Греческое искусство и человеческая мера во всём. Искусство типовой психологии на основе обобщенных человеческих типов.

Главная выразительность греческой скульптуры - в движении тела. Гармония и совершенство и своеобразие греческой скульптуры. Скульптура как воплощение самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Праксителя.

Народные праздники и история театра (хоровые песни-дифирамбы). Первый сложившийся жанр - трагедия (песнь козлов). Отличительная особенность греческого театра - хор.

Основоположник трагедии - Эсхил. Динамичность действия, появление масок, декораций Мастера греческой трагедии - Софокл и Еврипид. Содержание пьес (мифы о богах, героях).

Зарождение комедии (песни во время коммоса). Самый известный автор комедийных сочинений - Аристофан («Комедия о Лисистрате», «Осы», «Птицы» и др.) Сатира политических деятелей, писателей, философов.

Музыкальные инструменты - лира, кифара, флейта, авлос. Термин лирика.

Глубоко светский характер искусства Древней Греции, ориентация на свободную гражданскую личность. Величайшее достижение эгейской культуры - создание письменности (слогового письма). «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы» (Энгельс).

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Проанализировать с помощью мифов пантеон древнегреческих богов древних греков с точки зрения как «энциклопедии человеческих характеров»;

2.Подготовить сообщение и презентацию о выдающихся личностях в древнегреческом искусстве.

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка сообщения, таблицы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. «Мера – превыше всего!» Как этот призыв древних греков проявился в их искусстве?

2. Телепередача «Умники и умницы» - это макет древнегреческого состязания. Объясните, что подразумевали греки под терминами: «агон», «ареопаг», «теоретики», «калокагатия»?

3. В чём состоит главная выразительность греческой скульптуры?

4. Назовите имена выдающихся личностей (писателей, поэтов, драматургов, философов, учёных, скульпторов, архитекторов) Древней Греции?

5. Какие известные мифические персонажи стали героями известных произведений в последующие эпохи?

6.Что составляет основу древнегреческого мировоззрения?

7.Какие два чуда (из семи) были созданы древнегреческим скульптором Фидием?

8. Какое отношение имеет русский язык к языку греческому?

9. Какие литературные и театральные жанры зародились в Древней Греции?

10. Расшифруйте понятие «гармония сфер».

Выполните тестовые задания:

1. Древнегреческий философ, давший следующий совет: «Живи незаметно»:

а. Эпикур;

б. Демокрит;

в. Платон.

2. Жена легендарного скульптора Пигмалиона:

а. Елена;

б. Гелла;

в. Галатея.

3. Автор высказывания «Человек – мера всех вещей»:

а. Протагор;

б. Аристотель;

в. Фалес.

4. Муза трагедии:

а. Урания;

б. Терпсихора;

в. Мельпомена.

6. Древнегреческий полис, ставший эталоном демократии:

а. Сиракузы;

б. Афины;

в. Спарта.

7. Направление в этике, что цель в жизни должна быть в отсутствии страданий, в здоровье тела, в безмятежности духа (атараксия):

а. эпикуреизм;

б. пифагореизм;

в. стоицизм.

8. Древнегреческий поэт-комедиограф, автор 44 пьес («Облака», «Лягушки», «Осы», «Комедия о Лисистрате»):

а. Софокл;

б. Эсхил;

в. Аристофан.

9. Древнегреческий скульптор, изваявший «Дискобола»:

а. Мирон;

б. Поликлет;

в. Лисипп.

10. Древнегреческий ваятель – создатель скульптурного канона:

а. Мирон;

б. Поликлет;

в. Лисипп.

11. «Отец трагедии» - автор «Прикованного Прометея»:

а. Софокл;

б. Эсхил;

в. Еврипид.

12. Автор изречения: «Всё течёт, всё изменяется»:

а. Гераклит;

б. Демокрит;

в. Фалес.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 790. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

studopedia.info

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ЕЁ ОТОБРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ Подготовил

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ЕЁ ОТОБРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ Подготовил ученик 10 класса «А» Мерзликин Михаил

Мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием. Одна из отличительных особенностей мифологии Древней Греции в ее богатом иллюстративном материале: яркие мифологические сюжеты отражены в архитектуре в которой они пытались передать всё мифологическое отражение, скульптуре, настенной живописи, в предметах прикладного искусства.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ В ЕЁ РАЗВИТОМ ВИДЕ, КЛАССИЧЕСКОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МИФОЛОГИЮ ГЕРОИЧЕСКУЮ, А НЕ СТИХИЙНО – ФЕТЕШИСТСКУЮ. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СВЯЗАНА С ПЕРИОДОМ ПАТРИАРХАТА, ОДНАКО В НЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ ГЛАВНЕЙШИЕ ТИПЫ ХТОНИЧЕСКИХ РУДИМЕНТОВ. ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ГИНЕТИЧЕСКИЕ РУДИМЕНТЫ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ: АХИЛЛ – СЫН МОРСКОЙ БОГИНИ. СУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ РУДИМЕНТЫ ОСНОВАНЫ НА ОТЖЕСТВЛЕНИЕ РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕТОВ ИЛИ СУЩЕСТВ : СОЛНЦЕ – БЫК, ИНАХ – РЕКА И ЦАРЬ АГРОСА.

Акрополь возвышается над всеми Афинами. В V веке до н. э. афиняне начали на Акрополе новое строительство. Руководил всеми работами знаменитый архитектор и скульптор Фидий.

Парфенон – храм богини Афины, построил знаменитый архитектор Иктин.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ВНЕСЛА НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД В ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ. ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА, ФИЛОСОФИЯ, НАУКИ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗАКОНЫ, ИСКУССТВО И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВУ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Театр Диониса

Кариатиды

МЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ, УЧИМСЯ НА МИФАХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ БЫТЬ ПОХОЖИМИ НА СИЛЬНЫХ, СТОЙКИХ, ЛОВКИХ И ВЫНОСЛИВЫХ ГЕРОЯХ И БОГАХ. ПЫТАЕМСЯ ДОСТИЧЬ ВЫСОТ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЫТАЕМСЯ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ТОТ ДАР, КОТОРЫМ, КАК ПОЛАГАЛИ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ, НАДЕЛИЛИ ЧЕЛОВЕКА БОГИ, ЧТОБЫ МИР СТАЛ СВЕТЛЕЕ, ЧИЩЕ И ЛУЧШЕ.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!

present5.com


Смотрите также

© "Совершенные окна", 2019 г.
Перепечатка текстов, а так же полное или частичное воспроизведение других материалов сайта возможно только с согласия их авторов.

телефон: (495) 755-10-94
(многоканальный)