Скидка ­ 50 %

Как снять реле с холодильника атлант


Правила замены реле холодильников различных брендов

Без холодильника на кухне не обойтись, ведь продукты питания необходимо замораживать и хранить определенный период времени. Современные модели холодильных установок представляют собой одно- или двухкамерный шкаф.

Ассортимент холодильников

У потребителей имеется обширный выбор из бытовой техники разных производителей: Атлант, Норд, Индезит, Бирюса, Стинол, Саратов. Многие из этих фирм появились еще в СССР. Качество, производительность, надежность – они до сих пор оправдывают доверие пользователей.

К сожалению, нарушения в работе возникают даже у моделей этих компаний. Некоторые из них можно исправить своими руками. Главное, разбираться в устройстве и иметь перед глазами его электрическую схему.

Пускозащитное реле, несмотря на свои небольшие размеры, имеет важное значение для функционирования агрегата. Оно выполняет следующие функции:

  1. запускает двигатель мотора-компрессора;
  2. организует стабильную работу холодильной установки, блокирую воздействие сбоев электропитания;
  3. предохраняет от перепадов температурного режима.

Пускозащитный механизм объединяет в себе реле двух типов: тепловое и пусковое. Они располагаются в одном корпусе. Подобная конструкция используется в отечественных и импортных бытовых приборах.

Пусковое реле и термо реле

Неполадки в ней выражаются посредством постороннего шума (стуки, гудение, дребезжание), проблемами с запуском мотора-компрессора (вообще не включается, запускается и сразу затихает, слишком долго приходит в рабочий режим) и частым срабатыванием защитной части пускозащитного реле. Эти симптомы провоцируются неисправностями как внутри него, так и снаружи. К причинам, объясняющим последнее относят ненадежное закрепление или неправильную установку детали внутри электрической цепи.

Определить точный диагноз можно, лишь разобрав элемент полностью. Сделать это без соответствующего опыта и специальных знаний довольно трудно. Одно неловкое движение способно вывести агрегат из строя насовсем.

Проверка начинается со снятия крышки. Первыми на глаза попадаются контакты. Особое внимание следует обратить на гнездо, откуда они отходят. Если заметны следы обгорания или окисления, то дальше разбирать деталь смысла нет. Ее следует просто вынуть и заменить на новую. При отсутствии проблем с контактами, мастер обязан просмотреть шток и катушку с сердечником.

Катушка и реле

Если отсутствуют очевидные проблемы все снятые детали очищаются спиртовой салфеткой (от загрязнений) и наждачной бумагой (от коррозии). К наиболее частым причинам относят:

  1. проблемы с одним из реле (тепловым или пусковым);
  2. нарушения системы регулировки;
  3. расхождение контактов;
  4. неполадки в самом моторе-компрессоре.

Все перечисленное решается посредством замены реле. Перед проведением диагностики следует подготовить необходимые инструменты. В частности, плоскую отвертку и тестер. Это устройство, проверяющее работоспособность запчасти. Оно поможет найти причину, если визуальный осмотр не дал результатов. Также понадобится электрическая схема вашего холодильника. Без нее непрофессионалу будет трудно разобраться.

Новое или отремонтированное пускозащитное реле устанавливают следующим образом:

  1. Устанавливают новый механизм на место старого.
  2. Прикручивают винты, присоединяющие элемент к раме компрессора (осуществляют монтаж скобы).
  3. Фиксируют внешние контакты посредством ранее отмеченных проводов.
  4. Проводят монтаж колодки и возвращают проволочный зажим на прежнюю позицию.

Последовательность изображена на фото.

Проблемы с холодильниками Атлант

Белорусская компания Атлант поставляет бытовую технику на европейский рынок уже очень давно. Производитель, прекрасно понимая, что любая техника может сломаться предлагает пользователям услуги гарантийного и постгарантийного ремонта. Это отличный выход для тех, кто не имеет опыта замены пускозащитного (пускового) реле.

Двухкамерный холодильник Атлант

Холодильники Атлант страдают в основном от тех же проблем, которые характерны и для бытового оборудования от других фирм. Ремонт техники Атлант не осложняется долгим поиском запчастей. Пускозащитный механизм для холодильника от этой компании найти не трудно. Замена реле в холодильнике Атлант – простая процедура, не требующая много времени.

Если самостоятельно определиться с первопричиной все же не получится, то поврежденную деталь, в частности, пусковое или тепловое реле можно отнести в сервисный центр. Там по внешнему виду элемента подскажут, где искать источник неприятностей. В данном случае будет всего два варианта: мотор-компрессор или двигатель.

Неполадки в агрегате Стинол, Саратов, Бирюса

Все три компании – отечественные производители бытовой техники, в частности, холодильников. Их продукция соответствует всем требованиям, что подтверждается отзывами благодарных покупателей. Ремонт российских холодильников осуществить проще, чем импортных.

Причина в том, что детали на замену и электрические схемы найти намного легче. Также данное оборудования приспособлено к особенностям подачи электричества в нашей стране, то есть сбои и перепады им не страшны благодаря пускозащитному механизму.

Пусковое реле

Замена пускового реле холодильника Стинол, Бирюса и Саратов происходит так:

  1. Снимают крышку пускозащитного реле мотора-компрессора.
  2. Разъединяют фастоны и переходные контакты.
  3. Вынимают поврежденную деталь.

Далее все в обратном порядке, только на месте элемента, вышедшего из строя, его новый аналог, который подобран в соответствии с моделью холодильника и типом компрессора. Сам агрегат перед началом этих работ должен быть отключен от сети, иначе мастеру грозит удар током. Замена пускозащитного (теплового) реле часто необходима из-за ослабления пружинной детали или перегрева спирали, передающей тепло на биметаллическую пластину.

Пускозащитное реле РКТ

Если самостоятельно решить проблему невозможно ввиду ее сложности или отсутствия времени, то остается обратиться к специалистам сервисного центра Стинол, Бирюса или Саратов.

Проблемы с бытовой техникой Индезит, Норд

Холодильники, реализующиеся под брендом Индезит, производятся в РФ в городе Липецк. Они представляют собой оптимальное соотношения стоимости и качества, благодаря чему и популярны среди населения. Норд – это украинская компания по производству бытовой техники, поставляющая свою продукцию в СНГ и страны Европы.

Холодильники и той, и другой фирмы также требуют частой замены пускозащитного или пускового реле. Игнорирование этой проблемы влечет за собой повышение температуры в холодильнике, сбои в функционировании мотора-компрессора, нарушение циркуляции хладагента.

Замена пускозащитного реле

Замена пускозащитного реле в этом случае также может быть проведена дома. Последовательность схожа с той, что описана выше. Более подробно можно посмотреть на видео. Отличия в конструкции Норд, Индезит, Бирюса, Стинол или Атлант незначительны, с ними можно справиться с помощью правильно подобранных реле и электрической схемы.

Во избежание замены бытовой техники следует соблюдать инструкцию по эксплуатации, своевременно проводить размораживание и не ставить в холодильник неостывшую еду. Большинство неполадок возникает вследствие игнорирования простых правил.

expertfrost.ru

Всё про реле холодильника Атлант

ЗАО «Атлант» — это фирма, занимающаяся производством бытовой техники (холодильников, стиральных машин) более 50 лет. Она является самым крупным поставщиком на территории СНГ. Компания была создана в начале 60-х голов в Белоруссии в городе Минске. Первый холодильник под брендом «Атлант» сошел с конвейера в 1962 году. По прошествию 10 лет продукция этой фирмы вышла на мировой рынок. 2003 год ознаменовался выпуском холодильников термоэлектрического типа, характеризующихся небольшим размером.

Преимущества продукции

К преимуществам бытовых приборов Атлант относят:

  1. адаптированность;
  2. надежность;
  3. эксплуатацию на протяжении долгого периода;
  4. изготовление из прочных материалов;
  5. стойкость к перепадам напряжения (175-250 Вт);
  6. низкий расход электроэнергии;
  7. пониженный уровень шума.

Схема подключения реле

Схема холодильника Атлант

Агрегат для охлаждения продуктов питания состоит из таких компонентов:

  1. Электродвигатели компрессора. Его запуск, а также защита от воздействия факторов внешней среды и сопровождающих процессов осуществляется посредством пускозащитного реле. Цикл работы предусматривает включение и выключение, происходящие через равные промежутки времени. За это отвечает температурный датчик-реле.
  2. Конденсаторы.
  3. Вентиляторы. Предназначены для охлаждения конденсатора. Осуществляют работу совместно с компрессором, их деятельность регулируется терморегулятором. Часто используют специальные вентиляторы для осуществления принудительной циркуляции воздуха;
  4. Электролампы. В их конструкции электрический патрон, выключатель, лампа накаливания. Цоколь изготовляется из алюминия или латуни, мощность варьируется от 15 до 25 Вт. Автоматическое включение устройства для освещения происходит при открытии дверцы;
  5. Пускозащитное реле.
  6. Терморегулятор.
  7. Датчик реле. Содержит систему, обладающую чувствительностью к температурному режиму, контакты, устройство, которое обеспечивает их переключение, выводные клеммы, дифференциальный винт, и узел, отвечающий за настройку температуры. Устанавливается данный элемент, в месте, куда не проникает влага, например, снаружи или в камере агрегата.

Схема холодильника Атлант

Электрическая схема холодильной установки Атлант спроектирована таким образом, чтобы предотвратить быстрый выход их строя элементов, которые в нее входят. Пример на фото.

Принцип действия пускозащитного реле агрегата Атлант

Холодильник этого бренда обладает пускозащитным механизмом, содержащим пусковую катушку. Пускозащитное реле может быть индукционным, электромагнитным или тепловым. Наиболее современным вариантом признано устройство первого типа.

Отличительной чертой данного элемента в холодильнике Атлант является черный цвет. Это обуславливается необходимостью поглощения тепловых волн. Этот позволяет эксплуатировать пускозащитное реле более длительный период. Повреждение детали возможно из-за воздействия силы тяжести и неблагоприятных факторов внешней среды, к примеру, удара при перестановке или переезде. В этом случае скорее всего придется покупать новое пускозащитное реле.

Пускозащитное реле

Чтобы холодильник Атлант функционировал без перебоев, следует осуществлять контроль за его состоянием. Пускозащитное реле имеет небольшие размеры, но несмотря на это в его функциях:

  • подключение дополнительной обмотки компрессора к сети;
  • предотвращение поломки агрегата Атлант вследствие повышения количества оборотов мотора (более 75%);
  • защита холодильника от перегрева.

Принцип работы пускового реле напрямую зависит от его типа. Тепловой пускозащитный элемент действует благодаря биметаллической пластине, которая нагревается от того, что электрический ток проходит через спираль.

Комплект пускового реле

Частые причины неполадок

Проблемы с холодильниками Атлант, возникают из-за:

  • несоблюдения норм эксплуатации;
  • расхождения коэффициентов расширения металлических частиц внутри соленоида (характерно для моделей холодильных установок всех брендов);
  • заклинивания сердечника катушки и контактов;
  • перегорания спирали, по которой проходит электрический ток;
  • длительного простоя;
  • процесса окисления;
  • повреждений механического характера;
  • обгорания непосредственно самих контактов и гнезд, из которых они отходят;
  • дисфункции пружинной пластины.

Ремонт холодильника

Пускозащитное реле состоит из соленоида, пары контактов, среди которых один подвижный, а другой неподвижный, и катушки с сердечником. Для устранения «недомоганий», локализованных в реле, необходима электрическая схема реле холодильника Атлант.

Форс-мажорной ситуацией признается та, что характеризуется проблемами с мотором-компрессором. Например, если холодильник вообще не запускается при подключении, работает без переключения режима или глохнет через определенный промежуток времени.

Ремонт пускового реле

Исправление дефектов пускозащитного реле начинается после выявления точной причины проблем. Для начала его необходимо разобрать и полностью проверить каждую деталь, после чего проводится ее очищение, ремонт или замена.

Процесс происходит в следующей последовательности:

  1. Салфеткой, смоченной этиловым спиртом, обрабатывается сердечник, шток и контакты.
  2. Все вышеперечисленные поверхности зачищаются наждачной бумагой.
  3. В крайнем случае элементы устройства заменяются.
  4. Далее происходит сборка пускового реле компрессора холодильника Атлант и его установка.
  5. Последним шагом является тестирование производительности новой или отремонтированной детали:

Детали холодильника

Для того, чтобы проверить данный показатель, холодильник Атлант подключают к сети. Если он не функционирует, то скорее всего проблема заключается в самом моторе-компрессоре. Если запуск произошел, как полагается, то поврежден размыкатель электросети. Поврежденную деталь нужно снять и тщательно осмотреть.

Подключение пускового реле

Для того, чтобы установить пускозащитное реле для холодильника Атлант (новое или отремонтированное), не требуются специальные технические навыки или глубокие познания в устройстве электрических схем. Человеку, который хочет подключить новое пускозащитное реле, необходимо приобрести подходящую деталь (РТК, РТК-Х, ПЗР, РТП, РП, Р-3 и другие типы конструкции).

Подключение пускового реле

Принцип действия у них схож, но при этом существуют различия в методе крепления и технических характеристиках. Пусковое реле помещают на кожух мотора-компрессора. На поверхности этого элемента имеется стрелка, указывающая направление. Поэтому ошибиться при подключении сложно.

При отсутствии соответствующего опыта и навыков браться за эту процедуру самостоятельно не следует. Гораздо больший эффект будет от обращения к специалистам по ремонту. Они проведут тщательную диагностику, снимут поврежденную деталь по электрической схеме и поставят новое пусковое реле для холодильника Атлант.

expertfrost.ru

Замена реле в холодильниках разных производителей: как снять и заменить реле - пошаговая инструкция

Пускозащитные реле служат для облегчения пуска электродвигателя компрессора холодильника. Они также выполняют функцию защиты мотора от перегрева, периодически отключая его. Как и другие детали и узлы холодильника, они могут выходить из строя. Домашний мастер может самостоятельно определить неисправность и заменить такую деталь.

Причины выхода из строя реле холодильника

Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, можно попробовать сэкономить деньги и время на обращение в сервисный центр и провести замену пускозащитного реле вашего холодильника самостоятельно.

Реле – достаточно несложное устройство, и причин его выхода из строя немного:

  • Заклинивание подвижной контактной группы. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не размыкают ее.
  • Выход из строя (перегорание) нагревающей обмотки
  • Потеря упругости биметаллической пластины.

Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:

  • Двигатель компрессора не запускается.
  • Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 мин., а потом останавливается.
  • Двигатель начинает работать, но не отключается, хотя заданная температура в морозильной камере и в холодильнике уже достигнута.

Чтобы определить, что вышло из строя именно реле, рекомендуют отключить от него клеммы и подключить их напрямую к двигателю. Если он заработал – дело было в реле.

Другой способ диагностики – подключить заведомо исправное устройство. Если двигатель заработал нормально, с периодическими отключениями через 10-20 минут, то исправное устройство можно просто оставить на своем месте. Стоимость детали для наиболее распространенных марок находится в пределах 500-1000 рублей.

Сходные признаки наблюдаются и в случае утечки хладоносителя, что затрудняет диагностику.

Перед тем, как начинать снимать устройство с холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.

  • Видны следы обгорания или оплавления проводов и разъемов. Такое устройство подлежит безусловной замене.
  • Ослабло крепление устройства. В этом случае подвижные контактные группы может заклинивать. При этом мотор начинает вибрировать. Следует подтянуть или заменить элементы крепления.
  • Разболтались разъемы. Контакты следует зачистить и поджать.

Если в ходе самостоятельно диагностики и ремонта достичь успеха не удалось – не следует пытаться разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.

Виды пускозащитных реле

Несмотря на многообразие внешнего исполнения, в современных холодильниках применяются два основных вида пускозащитных реле:

  • Токовые. Срабатывают по достижении определенной величины протекающего тока. Нормально работающий мотор потребляет заданный ток. При перегреве мотора потребляемый ток резко возрастает, прибор срабатывает и разрывает цепь, отключая двигатель. После остывания мотора устройство возобновляет его работу.
  • Токово-тепловые. Срабатывают как по достижении значения тока, так и по достижении заданной температуры. Пока двигатель потребляет нормальный ток, спираль, через которую он проходит, подвержена небольшому нагреву и не оказывает воздействия на биметаллическую пластину. Чем выше проходящий ток, тем больше нагревается спираль. Она нагревает чувствительную пластину, та меняет свою форму настолько, что это приводит к размыканию контактов, через которые запитан электродвигатель.

Внешний вид различных моделей

В токово-тепловых приборах рост температуры приводит к изменению формы биметаллической пластины. Она сварена из двух пластин, металлы которых имеют различный коэффициент теплового расширения. Биметаллическая пластина при нагреве изгибается и размыкает контактную группу, отключая электродвигатель. После того, как двигатель остыл, пластина возвращается к исходной форме и замыкает контактные группы, снова запуская двигатель. Кроме схемы тепловой защиты, двигатель включается и отключается также термостатом.

Пластина нагревается различными способами:

  • прямой – нагрев осуществляется протекающим током;
  • косвенный – используется отдельный спиралевидный нагреватель.

Пускозащитное устройство также выполняет функцию запуска электродвигателя. Для этого на короткое время на обмотку двигателя подается большой пусковой ток, а после того, как ротор стронется с места и начнет свое вращение, ток уменьшается до рабочих значений.

Внешне устройство выглядит как небольшая коробочка, закрепленная на кожухе компрессора.

Внешний вид индукционного реле

Устройства могут иметь:

  • Два контакта – фаза 220 вольт и Земля. Применяется на синхронных электромоторах.
  • Три контакта: пусковая обмотка, рабочая обмотка и Земля. Такие конструкции используются на асинхронных электродвигателях.

Контакты различают по цвету проходящих к ним кабелей.

Индукционные реле типа ДХР закреплены на раме холодильника и предназначены для управления мотор-компрессорами типа ДХМ. Для повышения скорости срабатывания и отключения двигателя рядом с пластиной размещен сильный постоянный магнит. Когда пластина, искривляясь под действием тепла, попадает в зону притяжения магнита, он притягивает ее, ускоряя срабатывание. Притяжение магнита дает также дополнительное время для остывания перегретого мотора. Остывшая пластина преодолевает притяжение магнита и замыкает контакты.

Реле типа РТП отличается меньшим током срабатывания и меньшими габаритами. Оно не требует закрепления на раме и монтируется непосредственно на проводах.

Проверить исправность пускозащитного реле можно омметром, мультиметром или другим доступным измерительным прибором. У исправного прибора нулевое сопротивление между контактами. Если же сопротивление бесконечное – устройство неисправно и его надо поменять.

Пускозащитное устройство работает в единой электрической схеме с терморегулятором.

Электрическая схема

В руководстве пользователя холодильника указано, какие приборы могут использоваться для каждой конкретной модели. Это позволяет выбрать подходящее устройство для замены, если точно такие же, как вышли из строя, будут недоступны.

Как снять реле с холодильника

Перед тем, как начинать любые ремонтные работы, следует убедиться в том, что холодильник отключен от сети и вилка вынута из розетки. Несоблюдение этого правила может привести к тяжелому поражению электрическим током.

Реле типа РТП снимаются путем простого отсоединения контактов. Если холодильник не новый, контакты могут окислиться и «прикипеть» в этом случае следует подцепить их в разъеме тонкой плоской отверткой, пошатать, а потом понемногу сдвигать разъем до полного выхода контактной пластины.

Чтобы снять деталь с холодильника, следует вначале определить способ его установки. Используются следующие способы:

  • на винтах;
  • на заклепках;
  • на защелках.

Сначала отсоединяются разъемы. Далее отвинчиваются крепящие реле винты. Если прибор закреплен заклепками, их следует аккуратно высверлить на небольших оборотах дрели или шуруповерта. Эксперты рекомендуют закрепить новое устройство на винтах.

Важно! Сразу после отсоединения контактов промаркируйте провода. Это особенно важно на старых холодильниках, где провода могут потемнеть от времени или изменить свой цвет.

Защелки отжимают плоскими отвертка до высвобождения реле. При этом необходимо соблюдать осторожность, особенно на старых холодильниках, поскольку со временем пластик защелок становится хрупким.

Как заменить реле в холодильнике (порядок замены в разных моделях)

Норд, Аристон, Индезит, Стинол

Холодильники этих марок обладают сходной конструкцией. Замену лучше проводить в следующем порядке:

  • выключить вилку из розетки;
  • открутить винт, крепящий шланг к задней панели;
  • вывинтить шурупы, крепящие заднюю панель мотора;

Демонтаж Норд, Аристон, Индезит, Стинол

  • снять панель и отодвинуть ее;
  • пассатижами или острогубцами отжать защелки реле;

Отжатие защелок

  • снять неисправную деталь;
  • отсоединить контакты и промаркировать провода.

Отсоединение контактов

Далее следует взять исправное устройство и установить, соблюдая обратный порядок действий.

Атлант и Минск

Эти популярные марки выпускаются на одном заводе и обладают сходным устройством.

Чтобы снять реле на холодильниках марок Атлант или Минск, следует:

  • Убедиться в том, что устройство отключено от электрической сети.
  • Аккуратно снять проволочный зажим, удерживающий реле.
  • Снять контакты
  • Промаркировать провода. Это поможет не перепутать их при сборке, особенно на старых холодильниках с потемневшими или изменившими цвет проводами.
  • Отвинтить винты, крепящие реле к корпусу мотора – компрессора.
  • Снять устройство, отжав проволочный зажим.

Демонтаж Атлант, Минск

Исправное реле монтируют в таком порядке:

  • Установить устройство на корпус мотора – компрессора.
  • Привинтить его, надежно закрепив скобу.
  • Присоединить провода в соответствии с выполненной при демонтаже маркировкой.
  • Вернуть на место проволочный зажим.

Liebherr

Холодильники этой марки отличаются высокой надежностью, но, тем не менее, выход пускозащитного реле из строя также случается. Типичные причины неисправности:

  • перегрев спирали;
  • потеря гибкости биметаллической пластины;
  • заклинивание контактной группы.

Ввиду высокой стоимости комплектующих, можно попробовать диагностировать эти неисправности самостоятельно. Реле на холодильниках Liebherr смонтировано рядом с мотор-компрессором и доступно непосредственно со стороны задней стенки.

Если снять пластмассовую крышку, то можно осмотреть детали устройства. Контактные группы можно зачистить мелкой шкуркой. Следует также проверить исправность возвратной пружины.

Снятие реле Liebherr

Если после зачистки контактов устройство не заработало, следует вывинтить винты крепления, расположенные в углах прибора, отсоединить подводящие провода и заменить реле. Новое реле нужно установить точно в таком же положении, что и старое. Нарушение ориентации приведет к тому, что контакты не будут уходить вниз под действием силы тяжести.

Если вы не уверены в своих знаниях электротехники, лучше не рисковать и все-таки вызвать мастера. Стоимость ремонта в сервис-центре, как правило, все-таки ниже, чем цена всего холодильника.

technosova.ru

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

Самым необходимым прибором, как в квартире, так и в частном доме, является холодильник. И с этим утверждением сложно не согласиться, не так ли? Сложно найти жилище, где него нет. Как и любые приборы, холодильники могут ломаться. Но бывают ситуации, когда поломку можно диагностировать самостоятельно.

Практически все бытовое холодильное оборудование снабжено однофазным двигателем. Для его старта приходится использовать пусковое реле. Если эта простая, но важная деталь выходит из строя, то компрессор перестанет запускаться. Но, зная принципы работы устройства, можно определить проблему и ее исправить.

В этой статье речь пойдет о том, как работает пусковое реле холодильника и о признаках его неисправности. Мы расскажем, как установить неполадки в работе холодильного оборудования. Материал сопровождается видеороликами, которые помогут понять принцип работы пускового реле, а также, в случае необходимости, выявить его неисправность.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.

Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый “бифиляр”.

Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.

Пульсирующее поле можно разложить на два, вращающихся с одинаковым периодом, но в противоположных направлениях. Так легче понять физическую сущность процесса воздействия на ротор

Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается.

Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.

Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.

Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.

Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей.

Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.

Реле располагают близко от компрессора и таким образом, чтобы его можно было легко снять. Именно с проверки этого узла начинают, когда двигатель работает проблемно

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • “S” – пусковая обмотка;
  • “R” – рабочая обмотка;
  • “C” – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют “таблеткой”

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют “прямой” вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Выявление возможных неисправностей

Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.

№ 1 — неполадки при работе реле

С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами.

Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.

Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.

Причиной этого может быть:

  • разрыв электрической цепи;
  • проблема контактной планки;
  • перегрев позистора;
  • срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.

Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле. Причины могут быть следующие:

  • защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
  • защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
  • защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.

Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.

Стоимость пускозащитных реле на такие марки как Атлант или Бирюса не превышает 500 рублей. Если быстро приобрести и установить новое рабочее устройство, то холодильник даже не успеет разморозиться

№2 — неисправности контактов электроцепи

Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра. Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:

  1. Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
  2. Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
  3. Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.

Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.

Используя мультиметр несложно обнаружить неисправные контакты путем их прозвона через сопротивление. Важно не торопиться и выполнять проверку поочередно на каждом участке цепи

№3 — некорректная работа позистора

Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.

В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.

Если устройство исправно работает, то при его проверке в холодном состоянии мультиметр должен показать наличие незначительного сопротивления

Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания.

Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.

При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.

Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий.

В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.

№4 — проблемы с контактной планкой

Существует два типа проблем с контактной планкой:

  • не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
  • планка залипает и не опускается.

Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой.

Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.

Чтобы прочистить контакты и удалить грязь или следы окисления можно воспользоваться мелкой наждачной бумагой насадив ее на иголку или тонкое гибкое шило

Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.

Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.

№5 — нештатное срабатывание токовой защиты

Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.

В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.

Биметаллическую пластину и нагревающую ее спираль нельзя изгибать, смещать или проводить с ними иные действия, которые вызовут изменение настроенного режима срабатывания

Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.

Выводы и полезное видео по теме

Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент. Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

sovet-ingenera.com


Смотрите также

© "Совершенные окна", 2019 г.
Перепечатка текстов, а так же полное или частичное воспроизведение других материалов сайта возможно только с согласия их авторов.

телефон: (495) 755-10-94
(многоканальный)